29 апреля 2015

Ретроспективы в командах: Артефакты ретроспектив

Это предпоследний пост в данном цикле.

Итак, вы провели ретроспективу, но радоваться рано.
Реально процесс встанет на (какие-то) рельсы когда вы будете делать в интервале между ретроспективами делать все те улучшения/изменения, которые захотели сделать.

Стабильности количественного показателя по задачам, которые вы расписали себе на ретроспетиве у вас, скорее всего, не будет - тут все то же самое, что и с планированием у команды - команда либо перезакладывается, либо продалбывает сроки.
Только есть один нюанс - делать хорошо кому-то (заказчику или бизнесу) делая свой проект горазло проще, чем делать хорошо самим себе, при этом продолжая делать хорошо бизнесу делая проект :).

Вернемся к артефактам.
Артефактов у вас будет (условно) три типа:

  1. Список задач и/или карта их выполнения - это из предыдущего поста.
  2. Конфликты и социальные игры в процессе ретроспективы - про них я первоначально писал тут.

    Социальные игры и конфликты являются для вас довольно ценным материалом. Вообще, наблюдение за людьми в процессе того, как они делают ретроспективу для фасилитатора этой самой ретроспективы является ценнейшим материалом, особнно если фасилитатор проводит ретроспективу с командой не в последний раз.

    Ретроспектива сама по себе является дополнительной нагрузкой. Люди, на уровне подсознания, довольно быстро запоминают что это труд, поэтому "внутренний лентяй" каждого человека старается максимально быстро и жестко уйти от вопросов и тем на ретроспективе которые могут нагрузить его, лентяя, какими-то улучшениями. Мне даже кажется что это один из отличных примером того как работает быстрое и медленное мышление описанное Каннеманом в Thinking Fast and Slow и Талебом в Черном Лебеде.

    Социальные игры и прессинг могут рассказать вам о том, как на самом деле обстоит рабочий процесс в команде (не сваливают ли разработчики недоделанные таски на тестирование ? все ли хорошо с требованиями и декомпозицией задач?).
    Процессные и организационные "дырки" и костыли, которые всплывают на ретроспективе безусловно нужно обсуждать и решать сразу - это и есть улучшения.
    Но вот игры и взаимоотношения порешать на ретроспективе не получится - это то, что должно выстраиваться в процессе ежедневной работы. И это вполне возможно может стать вашей работой за рамками ретроспективы.

    Еще один нюанс  - социальные игры происходят не только на ретроспективе, но и за ее пределами, поэтому не стоит удивляться что команда пришла к вам на ретроспективу "перейдя на следующий уровень игры". 
  3. Нежданчики - задачи и мероприятия, проведение которых не планировалось на ретроспективе, однако в процессе проведения улучшений/изменений оказалось необходимым - это, пожалуй, самая интересная категория, особенно для тех кто только начинает.

    Неожиданно может всплыть все что угодно. Правда чаще всплывает то, что все старались забыть. но не исправить :).
    Краткая типология нежданчиков:

    Нежданчики-задачи.Плаинровали сделать А, но выяснилось что это блокируется B и С, которые  в свою очередь упираются в задачу D соседнего подразделения.  Или А увеличилась в размерах на порядок. Вывод: плохой анализ на ретроспективе, плохое понимание взаимосвязей в проекте.

    Нежданчики-люди. Таск поручили делать Васе, но Вася не понял что нужно делать, впряг в это Колю. Коля мог сделать или не сделать свои задачи по результатам ретроспективы, попутно выполнить Васины. В общем с точки зрения внешнего наблюдателя задачи могут быть выполненными или не выполненными, но явно не теми людьми, которыми планировалось. Такое вот неожиданное поведение от людей может сыграть как в лучшую так и в худшую сторону. Все, что оно дает вам как фасилитатору - лучшее знание о команде и способностях людей. Бывает так что самый молчаливый и забитый интроверт в команде является самым суровым "real fuckin do'er-ом" - это нужно знать и использовать во благо.

    Нежданчики-информация. Решили что-то улучшить, но нашли такое, что не знаем что делать дальше. Тут ве очень зависит от контекста. Встречал такую ситуацию пару раз в жизни когда приваливал проект который до этого делали другие люди и оставляли за собой "мины". Вообще, любой "угловое знание" о том, что вы делаете обычно идет в плюс нежели в минус. Другой вопрос - почему вы этим знанием не обладали ранее ?
  4. Любые рисунки, схемы, описания процессов - все что создается на ретроспективе руками участников - должно быть тщательно (но не навязчиво!!!) задокументировано и сохранено. Я обычно использую для этого телефон и забираю с собой листы флипчарта. Результаты любой из ретроспектив могут пригодитя вам при проведении следующей. поэтому лушче хранить их в электронном виде и структурировано.  
Данный список и классификация никоим образом не претендуют на истину в какой бы то ни было инстанции - дополняйте, расширяйте , переделывайте под себя.

Буду рад ответить на вопросы.