26 июня 2012

Просматривая видео

с летнего аналитического фестиваля 2010 года услышал коллегу с одного места работы, увидел еще одного с другого. Как же тесен российский ИТ-мир.
Сергей Мартыненко. Написание тестов, как вид тестирования требований from Grigoriy Pechenkin on Vimeo.

Link: Кроссфункциональность в команде

На SoftwarePeople#12 Максим Дорофеев рассказывал о вреде и пользе кроссфункциональных команд.

Делать команду кроссфункциональной или не делать - вопрос каждого конкретного случая.
А вот пару полезных советов как ее делать кроссфункциональной можно прочитать тут.
Несколько идей показавшихся мне полезными:

  1. дебриф после каждого законченного действия 
  2. скилл матрицы
  3. учет автобусного фактора


18 июня 2012

Еще один извращенный способ запуска Selenium

Вот тут господин Баранцев опубликовал статью по запуску Internet Explorer Driver Server для работы Selenium-а.

Вкратце:

  1. Укладываем exe-щник в папочку, путь к папочке прописываем в PATH
  2. запускаем Selemiun Server с  -Dwebdriver.ie.driver=<путь к файлу>
Глядя  на все это на ум приходят следующие мысли.

Как только разработчики браузеров не извернуться для того чтобы повысить свою привлекательность и не похерить свою приватность.
С точки зрения автоматизации браузерного тестирования Firefox пока остается впереди планеты всей - уж очень хорошо и глубоко проинтегрирован в него WebDriver (кстати вышедший из Google!!!), однако Chrome Driver как был, так и существует в виде отдельного проекта и КПП внутрь хрома, который кстати не до конца реализует спецификацию JSON Wire Protocol (мой твит и бага в трекере).
Вот и еще один пациент пошел по пути наименьшего сопротивления  - выстроить реализацию JSON Wire Protocol в виде отдельно стоящего чуда, которое нужно отдельно деплоить и обновлять в случае фиксов (опять же вспоминаем Google Chrome, который уже 20 версии!!!).
Это понятно с той точки зрения, что не нужно тащить чей-то чужой протокол внутрь своей кодобазы, но внещне выглядит так что людям тупо лень.

Как-то так, извиняюсь за сумбур.

 

Читая утреннюю прессу...

наткнулся на душеспасительное


И второй душеспасительынй линк в продолжение темы сисек, найма и удержания персонала в ИТ

14 июня 2012

Книга: Успеватель Василия Кислого


Прочитал вот по этой вот наводке от Максима Дорофеева.
Ничего нового я там не узнал, однако книжка хороша тем, что пытается вложить в голову систему над которой не нужно будет думать, которую нужно просто выполнять.
Это именно то, что я впитал из книжки Аллена, то что очень трудно заложить людям в голову на первичном этапе внедрения GTD.
Плевать на стиль изложения, структуру книги, плоский юмор.
Она полезна, остальное меркнет.
70 страниц чистой пользы для неокрепших голов.
Еще раз - всего 70. Дэвид Аллен уложился в 350. Здесь в 5 (!) раз меньше.
Если это не повод прочитать ее  - то что тогда?
Макс - спасибо за книжку.

P.S. ссылка на книжку

Запоздалый отчет о SQA Days в Киеве


Первый раз был на SQA Days.
В качестве площадки для проведения выбрали КИМО (киевский аналог МГИМО - публика соответствующая).
КИМО как площадка для проведения конференции - совсем неплоха, но столовую нужно было либо не включать, либо заменить еду для участников конференции на более приличную.
КИМО находиться далековато от метро, но с киевскими ценами на такси это не страшно - мы добирались от отеля каждый раз на такси.

По докладам:
 - как обычно - 20% докладов и докладчиком засулживают 80% внимания.
 - наблюдение которое сделал - аудиторию тестировщиков трудно заинтересовать только тем что ты что-то рассказываешь, гораздо проще если ты еще что-то показываешь (в записи), или делаешь он-лайн.
 Именно по этой причине доклады Михаила Поляруша и Олеся Сегеды были на 5+ (субъективная оценка реакции зала), а Алексей Баранцев ушел с почетной 4.
 - Больше всего понравились выступления Николая Алименкова, Олеся Сегеды, Михаила Поляруша. По делу, с толком, заинтересовали.
 - Удивило спокойствие присутствоваших на конфереции HR - точнее о том что они присутствуют мне сказали люди которые вообще были в курсе их присутствия.
 - Большой минус - полностью пропущен момент неформального общения после конференции. В Киеве столько заведений с которыми можно договорится и отправить туда всех участников конференции на пообщаться в неформальной обстановке, что даже становится как-то некошерно.
 Меня правда данный момент не коснулся так как меня взял в свои добрые руки Алексей Лупан и мы отправились потреблять темный Leffe c колбасами, капустами, и мегавенским шницелем (место я вам не сдам, сам туда хочу еще ходить).
 После этого была прогулка по городу, общение, шаржы и полный вечер позитива. Леша, спасибо - это очень приятно приезжать в незнакомый город и получать такой прием!
 - как сказал мне Алексей много народу задает вопрос "Какого хрена так дорого?" и я думаю задавать такой вопрос вполне обосновано.
 Не всем посещение таких мероприятий по карману, не всем всё оплачивает фирма, так что есть серьезный риск потерять часть аудитории с ростом цены. (по моим прикидкам для жителя России это выходит около 1000$ на 2-дневную поездку).
Общее впечатление от конференци  - на 4.
Хотя вполне возможно оно изменится после посещения какой-нибудь другой конференции для тестировщиков.

Запоздалый отчет о Software People 12


Это первая моя большая конферения целевой аудиторией которой являются ИТ-менеджеры.
Поэтому сравнить уровень материала мне не с чем.
Место проведения - Digital October.
Площадка хорошая, но схему проезда нужно все-таки опубликовать, желательно с фото подворотни куда нужно повернуть чтобы не блуждать долго.
Я ожидал, что народу будет раза в 3 больше.
Что весьма приятно удивило - постоянно был кофе, везде работал wi-fi обеды перекусы, курилка - все отлично.
Организаторы очень хорошо продумали момент неформального общения - в первый вечер было шампанское прямо в помещении основного зала, на второй  -договорились о 20% скидке с ближайшим заведением.

Доклады и докладчики.
Опять же - на уровне.
Джефф ДеЛюка, Асхат Уразбаев, Панкратов и Орлов, Максим Дорофеев, Влад Балин, Станислав Калканов (честно думал что он будет выступать скучнее, однако приятно удивил).
Понравилось выступление Николая Чекунова и Светланы Гончар о граблях с аутсорсерами - все по делу, молодцы.
Доклад-нежданчик,исключительно приятный  - Андрей Сикорский из РИА Новости и его коллега по цеху Дмитрий Сатин- душеспасительно и с толком про User Expirience (UX).

Еще было много неформального общения с коллегами из разных фирм и стран.
Что хочется отметить:
 - отрасль повзрослела. Теперь менеджер в ИТ в 40% случаев похож на менеджера в любой другой отрасли. Не знаю  - хорошо это или плохо.
 - очень много женщин в ИТ. Опять же - это не хорошо и не плохо. Это просто факт.
 - ИТ фирмы перестали ужимать деньги своим сотрдуникам на конференции. Видимо выхлоп с этого начал реально чувствоваться.

Конференция получилась отличной. Даже по субъективным ощущениям переплюнула Google Developer Days.
Это пожалуй первая конференция где количество интересных докладов превысило пул времени на них.
Потраченных фирмой денег - совершенно не жалко. Потратил бы и свои!


13 июня 2012

Гиперпотимизация


Вот что говорят классики

We follow two rules in the matter of optimization:
    Rule 1. Don’t do it.
    Rule 2 (for experts only). Don’t do it yet—that is, not until you have a
       perfectly clear and unoptimized solution.
—M. A. Jackson
Joshua Bloch, Effective Java

А вот что делают не слушая их

08 июня 2012

Re: Озарения

В продолжение вот этой вот темы озарений спустя годы.
Моя порция (я в IT c 2007 года):



1. "Когда я стану менеджером, я буду все делать правильно, а не так как они". 
А как делают они? А почему это неправильно ? А сколько проектов закрыл ты ? А сколько закрыл вовремя ? А они сколько закрыли ?
А может быть они все-таки все делают правильно? Или ты не видишь всей той картины исходя из которой они принимают непонятные тебе решения ?
В бизнесе нет границы между добром и злом, раз ты обслуживаешь бизнес - то привыкни переходить ее по 5 раз на дню, и не делай из этого трагедии.

2. "Незаменимых людей нет". 
Зато есть временно незаменнимые и те проблемы которые эти люди закрывают в купе с экспертизой в их голове.
Это обычно выясняется после двух недель работы того человека, которого ты нащел на замену "незаменимого".

3. Кадровый фашизм. 
Если ты на собеседовании не уверен в том, что этот человек тебе подходит - не бери.
Любой неправильный человека в команде или даже просто коллективе - влияет на нее гораздо хуже, чем не вовремя выплаченная зарплата.
Лучше 5 раз отфутболить правильных людей, чем 1 раз взять неправильного.

4. Прозрачность. 
Быть прозрачным - выгодно. Будь прозрачным!!!

5. Делай сервис. 
Люди не хотят думать о том, что ты делаешь и уж совсем мало народу хочет разбираться в технической части.
Люди хотят решения своих проблем. Просто стань человеком, который хотя бы даст надежду на то, что он их решит.
Если ты действительно будешь решать проблему предоставляя сервис - ты станешь "незамениым" (см. пункт 2) и скорее всего менеджером.

6. Мало кто понимает для чего нужно тестирование, еще меньше для чего нужна автоматизация, совсем единицы готовы дать ему действительно роль QA.
Печальный факт, но он стоит одним из столпов в нашей отрасли, и пока от него никуда не убежать.
Тестировщиков воспринимают как обезьян с клавиатурой, автоматизация -  приходит на ум менеджерам только тогда, когда становится понятно, что пахать это поле дальше с помощью лошади и деревянного плуга - верный путь камикадзе.
А уж о том чтобы поставить где-то во всей цепочке поставки какуйю-то бригаду покемонов, которые будут давать контур отрицательной обратной связи чуть ли не весь процесс в целом - вообще разрыв шаблона.

7. Если ты QA, то свыкнись с тем, что в глазах остальных ты будешь выглядеть "мудаком, которому еще и зарплату платят". 
Особенно если ты действительно QA, а не monkey tester которого назвали QA.

8. У тебя есть только те люди, которые есть. 
Ситуации "выгоняй кого хочешь, нанимай кого зочешь"  - бывают, но крайне редко. Учись работать с теми которые уже есть.

9. Лучшими инструментами разработки, тестирования, планирования, проектирования и всего чего угодно являются: ручка, бумага, голова.
С помощью них были сделаны все великие вещи, приняты самые главные решения.
Аутлуки, органайзеры, джиры, вики - это все мусор - если ты родил идею и способ ее реализации, то все это тебе вряд ли понадобится.

10. Учись, потому что ты вечный студент.
Твои знания будут дешеветь каждую единицу времени.
Извини, у нас такая отрасль. В ней нет экспертов как в бухгалтерском учете, юриспруденции и прочих отраслях.
Экспертом по какой-то технологии может быть только тот человек, который эту технологию создал.
Учись - это единственный способ избежать инфляции тебя как специалиста.

05 июня 2012

Российский Интернет-банкинг как символ непрофессионализма

Коллеги, дальше будут одни эмоции.
Кому неинтересно - могут не читать сразу.

За последние 3 года я был клиентом трех (!) различных систем ДБО российских банков, в простанародье интернет-банков.
И все мои впечатления коротко и емко могут уложится в емкое слово ПИЗДЕЦ.
И что самое смешное - Сбербанк, который все постоянно хаят, обладает лучшей ДБО из трех использованных.
Хотя и она от человеческого облика  - ой-как далека, но тем не менее.

Люди!!! Человеки!!! Объясните мне, сиволапому, ну неужели это такой лютый и инфернальный трэш - написать нормальную удобную систему ДБО которая бы работала ????

Все использованные мной системы похожи одна на другую в общих моментах, как будто их вообще один человек писал.
Откуда это лютое головожопство ??? Вы думаете мне как пользователю сильно интересно знать что переведенные мною деньги банк еще не списал и я на интуитивном уровне понимаю что баланс еще не изменился ????

Вы думаете мне сильно интересно знать что такое обороты по счетам ? Или я, как среднестатистический пользователь понимаю что это такое  (ну хотя я в силу своего образования понимаю, но мне это все равно не нужно) ?

Мне абсолютно похеру на возможности заплатить из интернет-банка за электричество в Тюмени, я не в Тюмени, и вы знаете это - я заключал с вами договор, где есть место жительства!!!

Мне нахер не нужны ваши опции по пополнению ваших неэффективных депозитов, они только мозолят глаза! Дайте возможность отключить их!!!

Меня глубоко заебала ваша двухфакторная аутентификация с помощью ебаных лотерейных билетиков, которые вы выдаете только в своих отделениях, где я должен стоять в очередях.

Меня приводят  в дикое изумление Java апплеты, которые проверяют сгенерированные ими же ЭЦП, хранящиеся у меня на диске, с процедурой ввода пароля каждый раз.
И не из-за ввода пародя, а потому что если его ввести то этот Java апплет показывает мои паспортные данные... мне же. Спасибо, я их не знал, решил узнать с помощью оплаты телефона.

Все что нужно в 99% процетах случаев 95% пользователей укладывается в 20-30 самых распространенных сценариев использования которые должны работать как часы - быстро, точно, постоянно и быть удобными.

Ну а про возможность перевести деньги на карту другого банка имея только ее номер (те самые 16 циферок) - я промолчу - все до единого тупо боятся выкатить такую фичу. Только внутри одного банка, больше никак.
Для того чтобы перевести деньги на карту другого банка нужно использовать просто перевод, вбивать 5-6 непонятных и зачастую неизвестных реквизитов, которые обычно даже неоткуда взять.


Разработчики систем ДБО!!!
Выньте голову из жопы!!!
И посмотрите, наконец, чем из всей вашей феерической поебы на самом деле пользуются люди!!!

Искренне ваш,
заебанный пользователь систем ДБО, по совместительству QA.


GTD: Границы применимости

Стал перечитывать Getting Things Done Дэвида Аллена и столкнулся с интересным моментом.
Каждый проект по Аллену должен иметь конечную цель, которая должна быть определена в начале проекта (тут из-за кулис выпрыгивает Стивен Кови, размахивая вторым навыком высокоэффективного человека).
А проектом считается все, для реализации чего необходимо более 2 шагов.
Далее имеем проблему - нужно поддерживать конфигурацию тестовой среды в таком состоянии чтобы тесты проходили за время Х.

Для этого на первом этапе понимаем, что нужно расширить ресурсы тестовой среды, распараллелить тесты, оптимизировать конфигурации,бла-бла-бла - в общем составляем список шагов и последовательно делаем их.
Получаем результат и радуемся.... какое-то время.
Потому что спустя некоторое время набор тестов вырос, нагрузка поднялась, тестируемое приложение изменилось.
Опять получаем вышеозначенную проблему, и опять начинаем ее решать.
То есть механизм решения проблемы (выполнения проекта), выстраивания дел в цепочку хорошо работает, затык начинается тогда, когда проблема начинает носить периодичный характер.
Проблема второго порядка заключается в том, что сознание упорно говорит о том, что подобная фигня уже раньше случалась, и как-то нехорошо получается что вроде бы решили и выкинули из головы, а вроде оно опять всплыло.
Единственное что мне пришло в голову - это ставить триггеры в календаре для регулярного мониторинга проблемы, однако проблему с сознанием это ну никак не решает.